вторник, 24 июня 2008 г.
На это буддисты отвечают: если аргументировать таким образом и доказывать, что внешние объекты долж
На это буддисты отвечают: если аргументировать таким образом и доказывать, что внешние объекты должны существовать, так как мы имеем о них представления, то гипотеза существования внешнего мира бесполезна. Ведь внешний мир состоял бы только из того, что мы имеем в пред ставлениях и не заключал бы в себе ничего более: не внешние объекты обусловливали бы форму представлений, а на оборот, представления обусловливали бы форму внешних объектов. Кроме того, из полной однородности представлений и восприятий следует, что они в действительности тождественны. Когда мы сознаем объект, мы сознаем и представление; если бы они не были тождественны, ничто не мешало бы им существовать одно отдельно от другого. В действительности, представления подобны сновидениям. Представ ления, которые мы имеем во сне, мы так же сознаем в раздвоенном виде, как субъект и объект, между тем как во время сна внешние объекты для нас не существуют. На это соображение отвечает следующая сутра Бадараяны: II. 2. 29. И так как по существу (внешние объекты) отличаются от представлений, они не могут быть уподобляемы сновидениям. Учение буддистов-идеалистов о том, что представления наши в бодрствующем состоянии ничем не отличаются от представлений в сновидениях, довольно часто упоминается и победоносно опровергается брахманскими писателями указанием на несомненное различие между состояниями бодрствования и сна. Так, Шанкара в объяснениях на эту сутру говорит, что сновидения уже потому нереальны, что мы, просыпаясь, сознаем их недостоверность и отрицаем тогда их реальность. Кроме того, сновидения имеют своим источником память, а не восприятие. Именно потому, что вы (буддисты) чувствуете весь абсурд отрицания того, что вы сами сознаете, говорит он, и потому так же, что вы не в состоянии доказать призрачность представлений в бодрствующем состоянии на основании анализа этих представлений, именно поэтому вы стараетесь вывести это из того, что представления имеют некоторые общие черты со сновидениями. В действительности же буддисты-идеалисты, по крайней мере большинство их, как увидим ниже, и не думали утверждать такого абсурда, как полное сходство между состояниями бодрствования и сна. Проект Дома
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий