вторник, 24 июня 2008 г.

Противники буддистов,— в данном случае все брахманские школы без исключения — нападают и опровергаю

Противники буддистов, в данном случае все брахманские школы без исключения нападают и опровергают эту теорию. Но и среди самих буддистов далеко не все соглашались с положительной ее стороной, т. е. с тем, что объект действительно существует в течение одного лишь момента, не имеющего реальной связи с последующими моментами. Так Чапдракирти103 говорит: что объект может в течение одного лишь момента и возникнуть, и просуществовать, и исчезнуть, какой здравомыслящий человек этому поверит!. С точки зрения мадхьямиков момент существует столь же мало, как и длящаяся действующая субстанция. У нас нет прямых сведений о том, какова была точка зрения школы йогачаров на этот вопрос. Очевидно, что раз эта школа отрицала существование объектов внешнего мира и утверждала, что существуют лишь одни представления, то и мгновенное быти�� могло принадлежать только одним представлениям. И действительно, Шанкара-ачарья, опровергая учение этой школы, говорит, что она представляет себе сознание в виде безначального и непрерывного потока сознания, в котором настоящее и будущее связано с прошедшим. В учебнике логики Дхармакирти и Дхармоттары не изложена подробно теория моментов, но ссылаются на нее неоднократно, она предполагается известной. Какое значение она имеет в их теории познания, будет разъяснено в своем месте, при изложении их учения о мышлении. Во всех почти брахманских и джайнских философских трактатах, начиная с эпохи Ватсьяяны вплоть до Удаяна-ача-рьи, опровержению буддийского учения о моментах' отводится большое место.105 Но в объединенной ньяя-вайшешике и у позднейших авторов это учение имеет значение лишь отдаленной реминисценции, опровержению его отводится несколько традиционных слов. Самое же понятие момента как временного атома, столь короткого времени, что восприятие его лежит вне пределов нашей познавательной способности, это понятие, по-видимому, продолжает жить в объединенной ньяя-вайшешике и в позднейшей схоластической логике до наших дней. Им пользуется полемика для объяснения взаимоотношения субстанции и акциденции. Продвижение товара рынке

Комментариев нет: